среда, 6 февраля 2013 г.

композитор владимир пономарёв

Почему и как в сознании одного музыканта уживаются диаметрально противоположные тенденции могло бы остаться вопросом без ответа... если бы нам не были известны убеждения и творческие принципы Владимира Пономарёва. К ним прежде всего следует отнести его обострённое ощущение причастности к русской национально-культурной традиции, для которой жанровая сфера хоровой музыки всегда была доминирующей. Мимоходом бросаемые Пономарёвым фразы «я русский композитор», или, в ответ на вопрос, почему он столько времени и сил отдает православному храму «сегодня это важнее» являются лучшей иллюстрацией этого.

Вместе с тем, нужно сказать и это тоже черта, характеризующая сибирскую композиторскую школу что ни одно средство, ни одна система организации звукового материала не возникала в творчестве Владимира Пономарёва как дань современной моде, как желание и стремление быть «современным» и «передовым» композитором. Появление любого технологического средства от самого традиционного, до самого современного всегда было обусловлено у композитора содержательными целями, идеей самого сочинения. Интересно то, что глядя на многие хоровые партитуры Пономарёва, написанные им уже в начале нынешнего тысячелетия, можно было бы сказать, что перед нами композитор-традиционалист, не знающий или не приемлющий современные композиторские техники. Однако, открыв его инструментальные опусы тех же лет создания, невольно думается об обратном: это сугубо современный композитор, знающий традиции западноевропейского авангарда XX века и очень далекий от классико-романтической, или как говорили в недавнем прошлом от русской реалистической традиции в музыке.

Выпускник Новосибирской консерватории, ученик крупнейшего сибирского композитора Аскольда Мурова, оставившего после себя ярчайшие произведения практически во всех жанрах академической музыки, Пономарёв воспринял от своего учителя всё лучшее, что характеризует сибирскую композиторскую школу. Прежде всего, это жанровая всеядность, открытость ко всем стилевым новациям современной академической (и не только академической) музыки, ко всем новым веяниям, возникающим в современной профессионально-музыкальной среде.

Автор более восьмидесяти наименований хоровых сочинений, большая часть из которых циклы, Владимир Валентинович давно занял достойное место среди композиторов, пишущих в хоровых жанрах, а в сфере хоровой духовной музыки стал безусловным лидером Сибири.

Хоровое творчество красноярского композитора Владимира Пономарёва давно вызывает активный интерес среди хормейстеров, руководителей творческих коллективов, а в последнее время и среди музыковедов, описывающих явления и процессы, происходящие в сибирской и шире в российской музыке.

ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ (2002-2012 годы)

ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ВЛАДИМИРА ПОНОМАРЁВА

АМС  С. Одереева. ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ В. ПОНОМАРЁВА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ (2002 2012 годы)

Комментариев нет:

Отправить комментарий