Поэтому Пестеро и его команда решили изучить, какие ресурсы в этих странах имеются в избытке. Выяснилось, что в этих регионах немного видеокамер и микроволновок, но вот с чем все в порядке, так это с автомобилями. Кажется, население указанных регионов очень успешно следит за тем, чтобы машины оставались на ходу. На любой улице м
Позвольте воспользоваться развернутой метафорой. История об одной прекрасной идее, которую я хочу рассказать, произошла недавно. Был такой прекрасный молодой человек по имени Тимоти Пестеро, владелец компании Design That Matters. Он решил взяться за проблему детской смертности в развивающихся странах. Ситуация обстоит таким образом, что понизить детскую смертность в этих регионах можно просто путем привоза туда кувеза стандартного инкубатора, который используется для того, чтобы выхаживать в нем в первые дни после рождения недоношенных младенцев. Так что все, казалось бы, упирается в достаточно простую технологию это стандартное оборудование для любого роддома в развитых странах. Однако проблема состоит в том, что если купить за $40 000 инкубатор и послать его в маленькую африканскую деревню, то он прекрасно проработает год или два, но затем что-нибудь обязательно пойдет не так он сломается и останется сломанным навечно, так как в деревне нет ни запасных частей, ни доступного руководства к тому, как чинить подобную машину. Таким образом, получается, что вы тратите кучу денег на технику и ее переправку в Африку, но в конечном итоге все попытки оказывается бессмысленными.
Но на самом деле, я считаю, и с этого нужно начать, что идея это последовательность мыслей. Это то, что происходит в вашем мозгу. Идея, новая идея это цепь возбужденных нейронов, синхронно взаимодействующих внутри вашей головы. Это новая конфигурация, которой прежде никогда не существовало. И вопрос состоит в том, в какой атмосфере мозг придет в состояние, при котором подобные вещи будут происходить с наибольшей вероятностью. Оказывается, принципы этой нейронной цепи встречаются повсюду и во внешнем мире.
Но что потребуется прежде всего для того, чтобы как-то понять эти примеры и применить их на практике, так это отбросить устоявшиеся представления об идеях, навязанные существующими метафорами и языком. У нас есть этот богатейший словарный запас для описания момента вдохновения и сопутствующих процессов. С нами случается озарение, просветление, а когда нас осеняет, над нашими головами «зажигается лампочка» и так далее. Все эти устоявшиеся выражения как бы говорят нам об одном:P идея это некое цельное явление, которое часто происходит в один уникальный прекрасный момент.
В последние пять лет я провел уйму времени в размышлениях об этих самых кофейнях, потому что поставил перед собой авантюрную задачу узнать, откуда берутся хорошие идеи. Какая атмосфера наиболее располагает к творческому процессу, какую вообще роль в этом процессе играет атмосфера и что такое творческое пространство? По ходу своего расследования я рассматривал специфику среды кофеен, а также медийное пространство и интернет. Я изучил историю первых поселений и даже обратился к биологической среде к колониям коралловых рифов и тропических джунглей ведь в их устройстве есть много необычных решений, которые больше нигде в природе не встречаются. Я искал во всем этом параллели, какой-то общий поведенческий принцип, универсальный для любой ситуации. Есть ли какие-то примеры, на которых мы можем научиться, как стать более креативными и изобретательными, применить определенный работающий механизм к нашей собственной жизни, работе и окружающему пространству? И мне кажется, я нашел несколько таких примеров.
Другой аспект, делающий кофейни столь важными, архитектура пространства в них. Это были заведения, в которых могли собираться люди разных сословий и разного рода занятий и обмениваться идеями. Там, как сказал Мэтт Ридли, идеи могли вступить в половой контакт и кофейня была их брачным ложем. И масса важнейших изобретений и нововведений включает в свою историю этот пункт обсуждения в кофейне.
Роль кофеен оказалась столь огромна отчасти из-за того, что в них подавали. Потому что до распространения в английской культуре чая и кофе, основными напитками, которые употребляли все и аристократы, и простолюдины, дни напролет от рассвета и до заката были спиртные напитки. То есть выбор был между тем видом алкоголя и этим. В те времена вы бы выпивали немного пива на завтрак, и чуточку вина в ланч, а потом еще глоточек джина и лакирнуть кружкой пива и бокалом вина в конце трудового дня. И это был выбор здорового образа жизни, потому что воду тогда пить было небезопасно. Иными словами, до появления кофеен все население страны было перманентно пьяно дни напролет. Можете представить себе на собственном примере, что если вы уверен, некоторым из присутствующих это знакомо, пили весь день, а затем переключились с чего-то расслабляющего на что-то стимулирующее, то в голову сразу начинает приходить масса идей. Сразу появляется острота мысли, трезвая оценка происходящего. Так что не случайно инновационный бум в Англии произошел в тот момент, когда население переключилось на чай и кофе.
Несколько минут назад я сделал фотографию в оксфордском кафе. Это Grand Caf™. Сфотографировал я его, потому что это первая кофейня, открывшаяся в Англии в 1650 году. По крайней мере, так она сама утверждает. Показываю я вам это не затем, чтобы провести этакий экскурсионный тур по историческим «старбаксам» Великобритании. Просто дело в том, что английские кофейни сыграли решающую роль в развитии и распространении интеллектуальной мысли в течение последних 500 лет периода, который сейчас принято называть Просвещение.
Как изобрести что-то по-настоящему прорывное из того, что есть под рукой? Как кофейни повлияли на развитие науки в Европе? Почему для того, чтобы генерировать идеи, нельзя оставаться наедине с собой? Обо всем этом в лекции американского писателя, спикера TED Стивена Джонсона.
Алина Волконская
Писатель Стивен Джонсон: «Кофейни сыграли решающую роль в развитии интеллектуальной мысли»
Uplift - Писатель Стивен Джонсон: «Кофейни сыграли решающую роль в развитии интеллектуальной мысли»
Комментариев нет:
Отправить комментарий